:: Психология. Революция. Свобода ::

  • шрифт

Метапрограмма

Уровень ментального программирования, на котором человек сортирует и дробит свои сенсорные опыты. 

Метапрограммы носят более отвлеченный характер, чем специальные умственные стратегии, и определяют подход к конкретному вопросу в целом, а не к отдельным деталям умственного процесса. 

Метапрограммы представляют собой фильтры восприятия, действующие в нас привычным образом; это образцы, которые мы используем для того, чтобы определить, какая информация будет допущена в сознание. 

Можно выделить следующие метапрограммы: 

1. Модальность вовлеченности: Активный — Пассивный. 

Эта метапрограмма касается образа действий. 

Люди активного типа чаще всего сами начинают действовать, включают пусковой механизм или провоцируют это начало, чувствуя себя ответственными. 

Люди пассивного типа «плывут по течению». 

Они не начнут действовать по собственной инициативе и даже, участвуя в деле, не чувствуют себя ответственными, предпочитая более отстраненную позицию. 

В целях идентификации категории «активный — пассивный» задают следующие вопросы: 

«Что вы ожидаете от своей работы?», 
«Что вас привело к тому, чтобы сделать это?». 

2. Фильтры направления или ориентации: Приближение- Удаление. 

Эта метапрограмма объясняет, каким образом люди фокусируют свое внимание и создают проблемы при установлении хорошо сформулированного результата: относительно приближения к цели или удаления от нее. 

Обычно люди, которые «идут к...», мотивированы на достижение, обладание. 

Чаще всего они ориентированы на позитивное видение мира.

Те, кто имеет склонность «удаляться от...», действуют, чтобы избежать неудобства и риска. 

Вопрос, помогающий идентификации этой метапрограммы: 

«Что вы хотите?». 

В психологии (в 1960 году) О. Маурер изложил свою концепцию мотивации, основываемую на предвосхищаемых положительных и отрицательных эмоциях. 

Он объяснял всякое поведение, с одной стороны, индукцией влечения — когда поведение имеет наказуемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции страха: происходит научение страху, то есть, попадая вновь в данную ситуацию, человек начинает ее бояться), а с другой стороны, редукцией влечения — когда поведение имеет поощряемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции надежды: происходит научение надежде). 

В. Г. Асеев (1976) считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное положительно-отрицательное ее строение. 

Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность — поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности — с одной стороны, и в необходимости — с другой. 

3. Референтная рамка: внутренняя референция — внешняя референция. 

Эта метапрограмма касается того, где люди находят свои нормы, иначе — два основных способа оценки окружающего.

Обладатели внутренней референтной рамки оценивают всё со своей точки зрения, с позиции того, что им представляется уместным или подходящим. 

Люди с внешней референцией используют оценки других, учитывая в первую очередь то, что уместно для окружающих.

Идентифицировать референтную рамку можно, задавая вопросы типа: 

«Как вы об этом узнаете?». 

В психологической литературе (X. Хекхаузен) упоминаются два вида мотивации: 

экстринсивная (обусловленная внешними условиями и обстоятельствами) и 

интринсивная (внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями). 

4. Альтернативы-Рецепты (модальные операторы: возможность — необходимость). 

Эта метапрограмма определяет открытость и свободу мышления человека, его творческий потенциал (сторонники альтернатив — любители рецептов). 

«...одни люди чаще продумывают свои действия в терминах выбора, альтернатив, используя свои собственные желания, потенциалы и возможности окружения, а другие действуют в первую очередь "по необходимости", поскольку они не могут поступить иначе. 

Их действия обусловлены обязанностями, правилами, предписаниями. 

Люди, оперирующие модальностью возможности, считают, что они сами управляют своей жизнью, в которой достаточно много выборов и альтернатив. 

Достаточно принять решение, исходя из возможностей и желаний. 

Крайний случай этого типа — человек, который не переносит мотивов обязательности, правил и любой формы необходимости. 

Ради своей свободы он предпочитает отказаться от чего-либо, чем подчиниться абсолютной необходимости. 

Люди, оперирующие модальностью необходимости, в противоположность первым считают, что в первую очередь надо соблюсти правила. 

Они убеждены, что живут в мире Долга, где всё завязывается. 

Если они и способны произвести выбор, то только в ситуации необходимости и вынужденности». 

(Горянина В. А., Масалков И. К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии). 

5. Размер выделения: Обобщающий — Частный. 

Эта метапрограмма имеет дело с процессом деления (обобщения); она отражает различные способы восприятия реальности, которые влияют на мышление, и проявляется в том, какой масштаб — общий или частный — люди придают своим представлениям. 

6. Фильтр отгюшений: Сходство — Отличие. 

Это метапрограмма того, как люди делают сравнения (ищущие сходство — ищущие различия). 

7. Категория отбора: метапрограмма процесса убеждения (Врата сортировки). 

В том, как человек становится убежденным в чем-либо, можно выделить два аспекта. 

Во-первых, по какому каналу поступает информация, и, 
во-вторых, как человек управляет этой информацией. 

Эту метапрограмму иначе называют фильтром первичной обработки информации. 

Категории отбора выделяют то, на что направлено основное внимание субъекта, то, о чем он говорит в первую очередь. 

Обычно в НЛП выделяют 5 категорий: Активность, Личность, Место, Информация, Вещь. 

• АКТИВНОСТЬ; люди, для которых характерна ярко выраженная заинтересованность деятельностью. Их можно узнать по вопросам: «Что вы сделали?»; «Что произошло?». Они часто используют вопросительное слово «как?» и глаголы действия, описывая события и взаимосвязь между ними. 

• ЛИЧНОСТЬ; люди, которые часто задают вопросы, на 
чинающиеся со слов: «Кто?»; «Кто там?». Особое место в их 
жизни занимают разговоры о личностях. 

• МЕСТО: люди этой категории склонны задавать вопросы типа: «Где?», «Где это произошло?». Они много говорят о местах расположения и их описании. 

• ИНФОРМАЦИЯ: люди, особо заинтересованные в получе 
нии различного рода сведений. Это люди, предпочитающие точность, изобилие данных. Они задают вопросы самого разного толка: «Почему?», «Когда?», часто являются источниками информации. 

• ВЕЩЬ: люди этой категории часто спрашивают: «Что?», 
«Что это за штука?»; задают вопросы по поводу обладания: 
«Что есть у вас?», «Чем вы располагаете?». 

8. Категория смысла выбора и процедуры. 

Люди, ориентированные на смысл выбора, ориентированы на возможность саму по себе. 

Люди процедурного типа действуют по инструкции, выполняя одно за другим предписания. 

9. Время: 

а) прожитое время: ассоциированное и диссоциированное; 
б) доступ ко времени: одновременность и последовательность; 
в) ориентация во времени: прошлое, настоящее, будущее. 

10. Направленность внимания: я сам — другой. 

Речь здесь идет о глубине внимания, уделяемого себе и другим, и о том, каким именно образом человек обращает внимание на других, взаимодействуя с ними. 

Внимание на себя: человек уделяет себе больше внимания, чем другим. 

Он больше углублен в себя, говорит о себе. 

Внимание на другого: человек заинтересован в первую очередь в поиске контактов. 

Он открыт, то есть слушает окружающих, наблюдает, задает вопросы. 

В теории личности Дж. Келли используется термин Личностный конструкт, функционально аналогичный термину Мета-программа, имеющий следующее определение - 

ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других. 

По своему структурному содержанию Личностный конструкт отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей), как сходных между собой и в то же время отличных от других.


Комментариев (0)

Добавить комментарий


Дополнительный блок информации: